Психологическая поддержка
Педагог-психолог
Николаева Наталья Геннадиевна
педагог-психолог
Работа педагога-психолога в колледже имеет свои
специфические особенности. Это работа с подростками в возрасте 15-18 лет,
которые, закончив 9 классов, должны быстро адаптироваться не просто к
обучению в новом учебном заведении, а к обучению, направленному на
получение профессии.
Цель работы педагога-психолога в колледже: создание
психологического комфорта для обучающихся в адаптационный период. В
соответствии с целью поставлены следующие задачи:
-
Создание условий для успешной адаптации первокурсников.
Первокурсники чем-то похожи на первоклассников. Придя в колледж, вчерашние
школьники приобретают новый статус. Ведущим видом деятельности теперь
становится не общение со сверстниками, а
освоение будущей профессии. Для них все необычно и ново: не уроки, а пары,
не учителя, а преподаватели и т.д. На этом этапе обучения главная задача
психолога - грамотное психологическое сопровождение обучающихся: наблюдение
за прохождением периода адаптации и в случае необходимости оказание
психологической помощи
-
Проведение тренингов
для обучающихся первого курса на сплочение коллектива, проявления
личностных качеств. В целом успешность обучения зависит не только от
успешного прохождения периода адаптации, стремления получать знания, но и
от коллектива, в котором приходиться учится. Придя в новое учебное
заведение, подростки попадают соответственно и в новый коллектив
сверстников
-
Задача психолога отследить процесс создания дружного
коллектива, в случаи необходимости на первых этапах разрешить все
конфликтные ситуации. Кроме того, группе нужен лидер, который бы направлял
и координировал ее работу. Педагог- психолог должен провести ряд
мероприятий, которые бы помогли найти такого человека в группе, если же
таких несколько, то важно не допустить столкновения двух или более лидеров.
Помимо этого, проведение различных тренингов поможет раскрыться подросткам,
занять свое место в группе
Так же направление работы педагога-психолога - это консультирование (особым образом организованное общение педагога-психолога с обучающимися). Консультирование состоит из ряда этапов: установление контакта с консультируемым, постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы
Психологическое просвещение направлено на приобщение преподавателей и обучающихся к
психологическим знаниям. В рамках этого направления педагог-психолог передает
обучающимся студентам элементарные психологические знания.
Для успешной работы в данных направлениях педагог-психолог должен обладать
следующими качествами:
- социальная активность (готовность и способность содействовать решению
общественных проблем в сфере профессиональной деятельности);
- целеустремленность (умение направить все силы на достижение
профессиональных задач);
- желание работать с обучающимися, получение духовного удовлетворения от
общения с ними; педагогический оптимизм (вера в ребенка, в его способности);
- психологическая компетентность (владение психологическими знаниями и умение
применить их на практике);
- нормативно-правовая компетентность (знание основных нормативно-правовых
документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога).